Техника «Шитье по картону»

Методика

«Техника «Шитье по картону», как имитация вышивки

и подготовительный этап к освоению вышивальных швов:

«Назад иголка», «Полу-крест», «Крест», — для проживающих интерната с умственной отсталостью и нарушениями мелкой моторики рук»

 

Инвалиды, проживающие в интернате, — (взрослые люди, старше 18 лет) зачастую сталкиваются с дефицитом общения, чувством одиночества, не имеют цели в жизни, снижен интерес к ней, — хотя вокруг полно народа и постоянно проводятся мероприятия.

Такие люди, находясь один на один с собой, — не знают чем заняться, на что потратить свободное время и порой страдают от этого.

Поэтому, очень важно для них, как и для любого человека, — иметь любимое дело, занятие, хобби, которое можно пронести через всю жизнь, тем самым скрасить свое одиночество, обрести радость творчества, почувствовать себя востребованным и легче пережить тяжелые периоды.

Некоторые инвалиды, пытаясь скрасить свой досуг, обращают внимание на занятие рукоделием, в частности, — вышивку, но далеко не всем это занятие доступно в связи с наличием умственной отсталости, нарушениями мелкой моторики рук и прочее.

Поэтому возникла насущная потребность каким-то образом приобщить их к вышивке, придумать какую-то очень доступную, простую технику шитья, которая давала бы им возможность «вышивать», а по сути — имитировать вышивку!

Так родилась эта техника «Шитье по картону». С удивлением отметила, что ей заинтересовались и опытные, успешные вышивальщицы! Работы порой получаются интересные, яркие, довольно эффектные, обращают на себя внимание на выставках.

Хотя эта техника, благодаря своей простоте доступна очень многим, она успешно может имитировать вышивку в классическом ее понимании.

Инвалиды, шьющие по картон}’, ощущают себя «вышивальщицами», получают радость от творческого процесса, повышается их самооценка, они обретают любимое занятие, а для кого- то оно может стать хобби. Конечно, их радует возможность участвовать в выставках, расширяется круг общения, они слышат приятные отзывы о своих работах, — все это делает более успешной их социализацию.

Методика техники «Шитье по картону»

 

Цель: Приобщить проживающих интерната с умственной отсталостью и нарушениями мелкой моторики рук к прекрасному миру рукоделия, подготовить их к освоению вышивальных швов, способствовать развитию их художественного вкуса и интереса к вышивке.

 

Задачи:

1. Закрепить знания по технике безопасности при работе с иголкой (или познакомить).

2. Закрепить навык вдевания нитки в иголку, завязывание узелка и закрепления нитки по окончанию шитья (или научить).

3. Используя простые швы: «Вперед иголка», «Назад иголка», — научить шить точно по контурной линии фиксированными стежками с помощью специальной перфорации на картоне.

4. Помогать осознавать и находить сочетаемые цвета.

5. Побуждать к творчеству в дополнительном оформлении работы:

-усилить, если нужно какой-либо цвет, линию,

— придать выразительность дополнительными средствами, например, что-то подкрасить фломастерами, красками или используя различные техники аппликации (пайетками, блестками, бумагой, тканью, мехом, помпонами и проч.)

Работа в коррекционной группе нашего интерната всегда строится с учетом интересов, склонностей и пожеланий проживающих (в группе все с диагнозом У О). Если выявлен интерес к какому-либо виду деятельности, в данном случае к вышивке, — то предлагаем его освоить. После чего начинается подготовительная работа.

Этапы работы

1. Подготовительная работа

1. Подбираю заранее подходящие для начала освоения техники простые рисунки, например: «Пирамидку», «Мяч», «Флажок», «Ёлочку», «Грушу» и переношу на картон (рисую сама или нахожу подходящую картинку в раскрасках).

2. Затем даю картинку или предлагаю один рисунок на выбор из 2-х — 3-х, или помогаю выбрать: «Посмотри и выбери что хочешь вышить».

3. Затем, рассматриваем рисунок; проговариваем, какая красивая может получиться работа, — останавливаясь на некоторых моментах. Обсуждаем какие цвета будем использовать и проч.

4. Закрепляем эмоциональный фон, если возможно, — подходящим четверостишьем или куплетом песенки.

5. Вспоминаем или знакомимся с инструкцией по ТБ при работе с иголкой.

6. Предлагаю вставить нитку в иголку, завязать узелок (если нет навыков, — обучаю). Также, показываю, как закрепить нить по окончании строчки.

7. Говорю, что прежде чем приступить к выбранной картинке нужно немного потренироваться. Предлагаю на небольшом куске картона по спец перфорации прошить толстой цветной ниткой линию швом «Вперед иголка» сначала в прямом, а позднее и в обратном направлении. Для людей с большими отклонениями в развитии можно предложить прошивание шва в обратном направлении ниткой контрастного цвета, — так они лучше осознают возможность полного воспроизведения контура, т.е. — «закрыть пробелы».

2. «Шитье по картону»

— После предыдущего этапа приступаем к шитью по картону, используя шов «Вперед иголка» в прямом и обратном направлении. Если позволяет умственное и физическое развитие подопечного, — можно, со временем,- предложить для освоения и шов «Назад иголка»,- он придаст линиям четкость, фактурность.

— На рисунке выбираем лишь одну деталь (контур, фрагмент) и перфорируем. Не стоит перфорировать весь рисунок сразу или несколько деталей, это приводит к ошибкам, усложняет работу’, делает ее менее самостоятельной.

— Когда одна деталь вышита, — перфорируем контур следующей детали, и так поэтапно «вышиваем» всю картинку.

— Для поощрения работы (успешно вышитой детали) — порой достаточно использовать фрагмент четверостишья или песенки, — заодно улучшает эмоциональный фон.

— Если прошито все, что намечено. — начинаем

«украшательства»:

а). Некоторые линии, или все. — можно пройти швом «Вперед иголка», но в обратном направлении, что усилит цвет или подчеркнет линию, сделает ее сплошной.

б). Иногда уместно застелить деталь или фрагмент длинными и довольно частыми стежками — «Заборчик».

в). На некоторые фрагменты, порой желательно, — нанести аппликацию из подходящего материала или подкрасить.

г). Украсить работу* можно блесками, пайетками, бусинами, бисером, мехом, ленточками и другим подручным материалом.

Советы

1. На первых этапах нитки желательно использовать прочные, гладкие, яркие-хорошо подходят ирис, штопка.

2. Перфорацию (дырочки) удобно делать шилом, но для шитья тонкой ниткой, лучше проколы сделать вышивальной иглой.

3. Работа выглядит более аккуратной, если одинакова длина стежков по контуру рисунка.

4. Следует обратить внимание, что при обшивании контуров оптимальное расстояние между проколами 3-5 мм., если дырочки делать чаще, то большая вероятность, что этот участок рисунка вырвется, хотя можно реставрировать- подклеить елевой стороны белым клеем кусочек (лучше ткань). Если делать расстояния между проколами длиннее, то не удастся точно воспроизвести округлые линии.

5. Для людей с глубокой умственной отсталостью более доступны длинные стежки-протяжки, поэтом}’ выбираю для них рисунки с прямолинейными длинными деталями, например: «Солнышко», «Одуванчик», «Ёжик», «Ёлочка», «Флажок» и подобные.

6. Техника специфична, поэтому обратите внимание, — узелок на нити нужно делать крупный и сильно не натягивать нить во время шитья.

7. Советую всегда иметь копию рисунка, это очень удобно, если понадобится сделать «выкройку» какой-либо детали для аппликации.

8. Если для работы вы выберите изображения животных, растений, то более достоверно удастся передать фактуру изображения нитками для вязанья: «Травка», «Лебяжий пух».

9. Уместно в технике «Шитье по картон)-» использовать нитки с люрексом, толстые шерстяные, акриловые, шелковые, ирис, бархатные, мохер и др.

10. После освоения данной техники удобно переходить к обучению вышивальных швов «Полукрест», и «Крест», но уже по 2-х строчному перфорированному картону.

11. В процессе шитья, картон подминается и марается, поэтом)-, когда работа готова, то близко к контуру вырезаю рисунок и наклеиваю его на новую основу, которая становится фоном.