Музыкально-сценическая деятельность, как средство социальной реабилитации

Актуальность

Социальная реабилитация – одна из важнейших задач работы интерната. Опыт нашей работы убеждает, что одной из наиболее эффективных, а главное, видимых по конечному результату форм реабилитации является социально-культурная, а именно та ее часть, которая включает творческую деятельность клиентов в процессе подготовки и проведения различных праздничных и досуговых мероприятий.
У молодых инвалидов, поступающих в интернат, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности.
Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации была разработана данная программа, которая позволяет оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через все основные виды музыкально-сценической деятельности. К созданию этой программы нас подтолкнуло понимание того, что форма проведения праздничных мероприятий в интернате давно ушла от чисто концертной к более интересным формам, таким, например, как музыкальная сказка, мюзикл, музыкально-литературная композиция, предполагающим помимо пения, танца еще и актерское мастерство, работу над художественным образом, т.е. наличие тех компонентов, без которых невозможно обойтись при работе над сценическим произведением.
Именно музыкально-сценическая деятельность в качестве суммирующего результата различных видов творческой деятельности в процессе создания музыкального спектакля, доступная и увлекательная для клиентов интерната, поднимает на новый уровень их творческое и личностное развитие, а значит и успешность их социальной адаптации в целом.
Участвуя в музыкально-сценической деятельности, проживающий интерната осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что несомненно помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе. Участие в музыкальных сценических постановках не только способствует развитию творческих способностей, но и дает возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и, находясь в нем, пережить те мысли и чувства, которые в силу их сложившегося жизненного опыта были им недоступны. Кроме того, эти виды творческой деятельности хорошо снимают нервно-психическое напряжение, которое свойственно проживающим с психоневрологическими заболеваниями.
В ходе изучения инновационных технологий в коррекционно-реабилитационной работе, нами был сделан вывод, что наиболее успешной социальной реабилитации инвалидов способствует использование методов и средств такого направления, как арттерапия.
Сущность арттерапии не сводится к обучению навыкам пения, танца и т.д., она состоит в гармонизации личностной сферы гражданина, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Именно коррекционная направленность арттерапии представляет наибольший интерес и огромный простор для изучения и использования в практической работе. Каждый вид музыкально-сценической деятельности имеет в этом контексте свою ценность. Например, песенное исполнение, как самый доступный вид музыкальной деятельности, помимо узких задач (накопление вокальных навыков — певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции, формирование певческих умений), помогает решению познавательных, воспитательных задач, формированию нравственно-эстетической культуры. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.
В процессе движения под музыку решаются задачи развития музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, напевную песню, вальс, народный танец и т. д.), при этом посредством музыкально-двигательной деятельности осуществляется коррекция отклонений в развитии психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.
В ходе занятий с применением арттерапии удовлетворяется актуальная потребность проживающих в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Проживающий начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности.
Наша программа была задумана для того, чтобы облегчить социальную адаптацию инвалида, сделать ее максимально успешной. Программа позволяет развить творческие способности, дать возможность почувствовать себя артистом независимо от его способностей и повысить тем самым его социальную значимость, благодаря чему избавит от многих комплексов, обогатит внутренний мир, поможет увереннее ориентироваться в окружающей действительности и успешнее реализовать себя в жизни, вселит уверенность в завтрашнем дне.

 

Цели и задачи программы
Цель: социальная адаптация вновь поступающих инвалидов посредством развития их творческих способностей в процессе музыкально-сценической деятельности
Задачи:
1. Максимально раскрыть творческие способности каждого инвалида средствами музыкально-сценической деятельности.
2. Развивать коммуникативные качества.
3. Обогащать эмоциональную сферу, учить передавать различные эмоциональные состояния выразительными средствами.
4. Расширить кругозор инвалидов, повысить уровень культуры и воспитания.
5. Сформировать морально-нравственные ориентиры.
6. Формировать позитивное мировоззрение.

Методы реализации программы
В работе по программе используются методы и приемы арттерапии, т.к. они с одной стороны, максимально способствуют художественно-эстетическому развитию (формированию художественной культуры, художественно-творческих способностей, художественно-творческой деятельности), с другой — отвечают специфике коррекционно-реабилитационной работы:
1. Репродуктивные методы (основаны на показе, подражании образцу педагога) помогают сформировать необходимые навыки творческой деятельности — восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на музыкальных инструментах, чтения стихов, драматизации, сценического мастерства.
2. Методы стимулирования и мотивации творческой деятельности:
-Игра, игра-драматизация как средство активизации процессов непроизвольного запоминания, повышения их интереса к окружающему, к различным видам творческой деятельности.
-Творческие задания, этюды, импровизации во всех видах творческой деятельности (например, предложение сочинить загадку, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т. д.)
-Создание «ситуации успеха», как фактора развития, когда инвалид с помощью педагога преодолевает робость, страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе.

Этапы реализации программы
1. Диагностический – комплексная диагностика, определение приоритетов в работе и выбор репертуара в зависимости от индивидуальных особенностей и психологического склада.
2. Коррекционно-развивающий – коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие психических функций: внимания, памяти, речи, эмоционально-образного восприятия. Развитие творческих способностей.
3. Образовательный – восполнение кругозора, работа по овладению практическими умениями и навыками.
4. Воспитательный – эстетическое воспитание, развитие коммуникативной сферы, познавательной деятельности, коррекция поведенческих навыков.
5. Социально-реабилитационный – формирование социальной компетентности.

Сроки реализации программы: программа реализуется ежегодно в течение года.

 

Формы реализации программы:
1. Групповые и индивидуальные занятия в ходе подготовки к праздничному мероприятию.
2. Открытые праздничные мероприятия согласно годовому плану учреждения.

Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческого потенциала инвалидов.
2. Преодоление инвалидом страха перед выступлением на сцене.
3. Положительная динамика в развитии психики: развитие познавательных интересов, повышение самосознания.
4. Развитие коммуникативных способностей инвалидов, как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.

 

Содержание программы и пути ее реализации.
В основе программы лежат занятия по подготовке и проведению различных праздничных и досуговых мероприятий, полностью или частично построенных в жанре музыкально-сценических произведений – музыкальная сказка, театрализованное представление, мюзикл, музыкально-литературная композиция и др., поэтому содержание программы согласовывается с планом мероприятий учреждения.

 

Подготовка каждого мероприятия проводится в несколько этапов:
1. Подбор репертуара, подготовка сценария.
2. Разучивание песенного материала, танцевальных движений, текста ролей, диалогов персонажей, работа над сценической речью, интонацией.
3. Драматизация музыкально-сценического произведения, работа над художественным образом, над средствами художественной выразительности каждого вида творческой деятельности.
4. Подготовка костюмов, декораций, подбор атрибутов.
5. Проведение мероприятия.

 

Анализ эффективности реализации программы
За основу программы были приняты выступления инвалидов на открытых праздничных мероприятиях, а также групповые и индивидуальные занятия по подготовке к ним.
По итогам работы программы цели и задачи были выполнены. Все участники вовлекаются в разнообразные формы музыкально-сценической деятельности, с удовольствием выступают на сцене. Многие замкнутые проживающие стали свободнее чувствовать себя в коллективе, легче идут на контакт с другими проживающими и с персоналом.