Методика игровой психотерапии преодоления трудностей общения, поведения клиентов молодого возраста, проживающих в АПНИ

МЕТОДИКА

Игровой психотерапии преодоления трудностей общения, поведения клиентов молодого возраста, проживающих в АПНИ.

Цель:

1.Формирование  устойчивости личности в неблагоприятных социальных  условиях, психологического конфликта.

2. Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов с окружающими.

3.Формирование адекватной психологической адаптации.

Задачи:

1.Развитие внутренней активности.

2.Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

3.Формирование социального доверия.

4.Формирование адекватной самооценки.

5.Снижение эмоционального напряжения.

6.Развитие коммуникативных навыков.

7.Снятие страхов. Использование внутренних ресурсов в формировании адаптации.

8. Воспитание уверенности в себе.

9. Уменьшение тревожности.

Предмет коррекции:

Коммуникативная и эмоциональная сфера клиентов.

Средства коррекции:

1.Элементы психогимнастики.

2. Приемы изобразительной деятельности,  направленные на снятие страха.

3. Приемы релаксации.

4. Упражнения саморегуляции  и снятия психоэмоционального напряжения.

5. Использование сказок для активизации внутренних ресурсов.

Этапы коррекции:

1-й этап –  ориентировочный.

2 — й этап — конструктивный.

3 -й этап — закрепляющий.

Тренинговые группы составляют 5 — 6 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю  по 40 — 50 минут.

Посещение группы добровольное.

1 — й этап

Цель:  1. Выделение 5-ти стихийных ролей:

— лидер;

— товарищ лидера;

— покорный конформист;

— неприсоединившийся оппозиционер;

2.Укрепление ролей.

3. Стереотипные интеракции (поведение).

4. Появление реакции на присутствие ведущего.

5. Формирование осознаваемых навыков и действий.

 1-ое занятие.

Знакомство  друг с другом.

Предложить участникам назвать себя любимым именем, которое сохраняется на все время занятий.

1.«Жмурки». Игра.

Цель: снятия напряжения, выявить   уровень самостоятельности, активности, групповые роли.

2.Этюд  «Круглые глаза».
Цель: Выражение  эмоции удивления, развивать, способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выражать свои чувства.

«Однажды мальчик увидел в подъезде удивительную сценку и рассказал потом своим товарищам: «Я шел домой, зашел в наш подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
Инструкция: предложить показать участникам, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

3. Игра «Березка»
Цель: формировать  настроение, устранение страхов, сплочение группы.

Выполнение: участники тренинга встают парами.  Первый в паре поднимает руки вверх, раскачивая из стороны в сторону, имитируя ветви березы. Второй  участник оббегает вокруг, стараясь не задеть березу.

4. Ритуал «Прощание».

Выполнение: встать в круг, руки положить друг другу на плечи. Два шага назад — большой круг. Два шага вперед — маленький круг. Посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.

2-ое занятие.

1.     Игры с мячом «Комплименты».

Цель: сплочение группы. Формирование чувства эмпатии.

Бросать мяч и дать комплемент или пожелание друг другу.
2.Этюд «Встреча с другом».

Цель: формировать выразительные движения объятия, улыбки.

«У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал  на спортивные соревнования. Скучно было без друга. Прошло время. Однажды мальчик идет по улице  и увидел своего друга. Как же обрадовались они друг другу».

3.Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Инструкция: участники тренинга встают в шеренгу за водящим. Ведущий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать,  кто из участников дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящего избирают при помощи считалки.

4.Упражнение «Передай предмет».

Цель: Формирование интереса и внимание друг другу, сплочение группы.

5.Упражнение в кругу «Найди себе удобное место»

«В расслабленном состоянии водящего члены группы передаю его бережно по кругу».  Задание: определи, где было удобное место.

6.Ритуал прощания.

3-е занятие.

1.Рисунок «Несуществующее животное». Диагностическое.

Цель: выявление уровня тревожности,  причины конфликтных ситуаций.

2.Игра «Фанты»

Цель: формирование продуктивного образа «Я»

3.Этюд «Карлсон»

Цель: формирование эмоций и адекватно выражать улыбку, удовольствие.

Загадка: «Мой дом – у вас на крыше.

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком! ( М.Танич)

Один из участников группы показывает, какое лицо  у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

4.Игра «Дракон»

Цель: Почувствовать друг друга, поддерживать и сопереживать.

«Играющие члены группы становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – голова, последний – хвост. Голова  должна дотянуться до хвоста и «дотронуться» до него. Как только «голова» схватила «хвост», она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях».

5.Пантомима.

Цель: формирование уверенности в себе.

Инструкция:  пройди –

— как лиса;

— как кошка, приближаясь к добыче;

— как капитан у штурвала;

5. Ритуал «Прощание»

4-ое занятие.

1.Игра «Секрет»

Цель:   учить находить различные способы уговаривать каждого,  как отдать ему свой секрет.

«Всем участникам раздают «секрет»-любой мелкий предмет, каждому в ладошки. Все ходят по комнате и находят способ  уговорить  каждого  участника показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами»

2.Графическое  отреагирование  различных страхов. «Что мне снится страшное».

-Беседа о страхе «Чего он больше боится».

-Составить список страхов у участников.

-Нарисовать эти страхи  (поэтапно по одному страху).

-Обсуждение рисунков.

3.Игра «Живая скульптура».

Цель: учить участников смотреть на общую композицию, отслеживать на что она похожа. Формировать чувство уверенности, сопереживания.

«Участникам предложить (одному) выйти и принять какую-нибудь позу, следующему предложить присоединиться к нему в какую-нибудь  позу, затем к этой позе присоединяется 3-й участник. За тем из скульптуры выходит 1-й и смотрит на общую композицию, а 4-й занимает свободное место в скульптуре и т. д. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий участник.»

Примечание: ведущий  выполняет  роль скульптора в течение всего упражнения.

4.Этюд «хорошее настроение»

Цель: формировать выразительности эмоции радости.

«Представьте себе, что вы в тире получили приз. Приз –это что  вы желаете получить. У всех вас было хорошее настроение».

Движения: походка – быстрый шаг, переходящий на поскоки.

Мимика – улыбка

5. Ритуал прощание.

2-й этап: реконструктивный.

-помочь  участникам  использовать  новые формы поведения  и накапливать новые формы общения;

-формировать потребность  безопасности и принятии – признании;

 5-ое занятие. 

1.Рисование анатомии страха.  Что он представляет (как устроен, откуда

берется).

-Нарисовать себя и рядом страх (стирание страха):

-вырезание страха из бумаги (вырезать силуэт страха  и рассматривать  его, варажая чувства по поводу этого страха).

-подбор сюжета, где участник в символической форме постигает и овладевает объектом

2.Этюд «Остров плакс».
«Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он  старается их утешить то одного, то другого, но они его отодвигают и продолжают реветь».

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

3.Игра «Тень».
«Играющий  ходит по комнате и делает разные движения. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень  и должны быстро и четко повторить его движения. Затем ведущий меняется».

4.Кинезиологическое упражнение «Ленивые восьмёрки».

Встать прямо, ноги — на ширине плеч. Вытянуть одну ногу вперед.

Рисовать вытянутыми руками в воздухе восьмерку,  (знак бесконечности).  Затем указательным

или большим  пальцем левой руки, вытянутой вперед, рисавать в ваздухе восьмерки. Это упражнение выполнить правой рукой. (3р.).

Во время выполнения упражнения  следует следить глазами за кончиком движущего пальца.

5. Ритуал прощание.

6-е занятие.

1.Работа с пиктограммами (радость, огорчение, страх, гнев, удивление).

Мимика в рисунках.

Цель:

-тренировать умение рассказывать, распознавать эмоциональное состояние с помощью различных шаблонов.

-рассматривание рисунков;

-разрезать шаблоны, перемешать  и  снова их собрать.

-игра «Фотограф». Части шаблонов склеить.

2.Понимание чувства других, чувства эмпатии.

Цель:

проверить, различают ли  участники основные чувства, интерес, удивление,  удовольствие, стыд, страх, злость, радость, горе.

Инструкция:  «Какую возьмешь книгу ( с картинками, без картинок!) «Почему они интересны»! и т. д.
а) словесное выражение чувств, способность говорить об эмоциях;

б) при каких обстоятельствах появляется та или другая эмоция;

«Что чувствовал мальчик, когда ему подарили «железную дорогу».

Проверить словарный запас, обозначающие качества характера. «Смелый человек — это тот человек, который ничего не боится» и т. д.
3.Этюд «Правильное решение».
«Геолог ушел в экспедицию. Он ищет мрамор. Нужно перейти бурную реку. Он перебросил бревно. Ему страшно, но он переходит,  потому что он смелый. Он рад, что принял правильное решение. Он улыбается».

Участник переходит через линию, начерченную на полу.
4.Упражнение «Самомассаж». Тактильное поглаживание головы (лоб, виски, щеки, переносица).

5.Упражнение «Комплименты».

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, развитие положительного отношения к другим членам группы, развитие умения

принимать знаки внимания.

Процедура выполнения:

Все участники садятся в круг. Тренер «запускает» по часовой стрелке

какой — либо предмет, передавать который другому участнику можно только, сделав ему комплимент.

6.Кинезиологическое  упражнение «Ухо — нос»

Цель: развивает внимание,  двигательный контроль и координацию,

снимает напряжение и усталость.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью наоборот.

7. Ритуал прощания.

7-е занятие.

1.Игра «Тренируем эмоции»

Цель: учить понимать чувства других (чувства эмпатии).

Распознавать  эмоции, образное представление чувств                          направления и расслабления.
Инструкция:

а ) нахмуриться как:
-осенняя тучка;

-рассерженный человек;

-злая волшебница;
б) улыбается как:
-кот на солнце;

-само солнце;
-как буратино;
— хитрая лиса;

-радостный человек;

-как будто ты увидел чудо;
в) позлись как:

-человек, у которого отняли мороженое и т.д.,

г) испугайся как:

— мальчик, потерявшийся в лесу;

-заяц, увидевший волка и т.д.

2.Этюд «Грязь».
«Мальчик  обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Прошел дождь, везде лужи. Мальчик шел осторожно, стараясь не запачкать.»

Движения: ступать на кончики пальцев и делать вид,  что выбирает более чистое место.

3.Упражнение «Как ты себя сегодня чувствуешь»

Инструкция: выбрать ту карточку, которая похожа на его настроение, на настроение его соседа, знакомого и т.д.

(Карточки с изображением различных оттенков настроений).

4.Упражнение «Классификация  чувств».

Цель: учить выделять чувства.

Инструкция: предложить рассмотреть те же карточки  и разложить их по следующим признакам:

-какие нравятся;

-какие не нравятся. Почему они так их различают.
5. Упражнение «Тряпичная кукла».

Цель: развивать навыки саморегуляции  и релаксации.

Свободно поворачивать туловище вправо, влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Наклонить туловище вперед и повторить предыдущие  движения. Следить, чтобы туловище было максимально расслабленным.

6. Ритуал прощания.

8-е занятие.

1. Игра «Ассоциации».

Цель:  развивать  наблюдательность, воображение, умение жестами изобразить человека.

«Участник  жестами, мимикой изображает другого человека, его привычки. А остальные участники отгадывают, кого он изображал»

2.Игра «Комплименты»

3.Игра «Ветер дует  на..».

Цель: расширять представления друг о друге.

«Ветер дует на того, у кого светлые волосы, голубые глаза, у кого есть заколка  и т. д.».

Инструкция: участники собираются в одну подгруппу, имеющие эти признаки.

4.Игра «Зеркало».

Цель: дать возможность  проявить активность пассивным участникам  формировать чувство внимательности.

5.Игра «Пройди через пропасть по мостику»

Цель: Формировать чувство взаимопонимания, поддержки друг друга, чувство эмпатии.

«Участники стоят в шеренгу, соприкасаясь  плечом  друг к другу. Это мостик. На расстоянии от шеренги 50 сантиметров находится пропасть. Нужно пройти по мостику, не упав в нее.  Находить ногами удобное место среди других стоящих в  шеренге, бережно прикасаясь к ним, не нарушая равновесия, передвигаться по мостику.».

6.Точечный массаж «Положительные точки».

Цель: снятия нервного напряжения и страхов.

Слегка нажать точки, находящиеся над надбровными дугами, посередине между линией волос и бровью.

7. Ритуал прощания.

3-й этап: закрепляющий:

-снятие тревожности;

-закрепление новых форм переживания к самому себе, сверстнику;

-расширение представлений о себе, изменение самооценки, приведение в      соответствие с реальными возможностями;

-формирование навыков произвольности.

9-е занятие.

1.Пантомима

Цель: учить понимать чувства других.  Распознавать  эмоции,  формировать образное представление чувств напряжения и расслабления.

Инструкция: «Покажи, что ты чувствуешь»:

— когда собаке отдавили лапу;

— когда ты попал под ливень;

— когда ты заблудился в лесу;

— когда на улице очень холодно;

— когда у тебя болит живот;

— когда светит солнце.

Части тела:

— покажи, как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

—  —  —  —  — — как твоя спина говорит: «Я старый, старый человек»;

—   —  —   —  —  как твой палец говорит: «Иди сюда»;

—  —  —  — — — как твои ноги говорят: « Я устал».

2.Игра «Узнай по голосу».

Цель: формировать внимание, умение узнавать друг друга по голосу.

Инструкция: Выбирается  по очереди водящий, который находится в центре круга. Участники по очереди произносят его имя. По голосу водящий  он определяет, кто его позвал.

3.Игра «Передай по кругу». Пантомима.

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Инструкция: участники идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку, мыльный пузырь, чашку с чаем к груди.

4. Фрагменты по повышению саморегуляции и взаимоотношению с окружающими.

а) «Возьми себя в руки».

Обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. «Человек успокоился».

б) «Врасти в землю».

Предложить сильно- сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулаки, крепко сжать  зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и ни какие ветры тебе не страшны.  Это поза уверенного человека.

в) «Дыши красиво».

«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно  дышать. Закрой глаза и глубоко вдохни и  медленно, спокойно

скажи: «Я – лев», выдохни, вдохни;

скажи: «Я — птица», выдохни, вдохни;

скажи: «Я – камень», вдохни, выдохни;

скажи: «Я – цветок», вдохни, выдохни.

Скажи: «Я – спокоен», выдохни. Вы действительно успокоились.

5.Кинезиологическое упражнение «Звезда» Изобразить своим телом «звезду»: развести в стороны руки и ноги в стороны, голова прямо. Сильно растянуть  руки, ноги и позвоночник, устремляя верхний луч «звезды» к солнцу, потянуть шею вверх, крепко стоять на полу.

6. Ритуал прощания.

10 –е занятие.

1.Пантомима «Различные походки».

Инструкция:

-покажи  походку  манекенщицы;

— — — — — — — — — — — — — —  солдатика;

— — — — — — — — — — — — — —  балерины;

— — — — — — — — — — — — — — очень старого человека;

— — — — — — — — — — — — — —  очень спешащего человека;

— — — — — — — — — — — — — —  человека, у которого жмут ботинки;

— — — — — — — — — — — — —   гордого человека (собой);

— — — — — — — — — — — — —  задаваки.

2. Игра «Портрет»

Цель: формировать внимание, умение замечать и запоминать черты лица (внешность).

Инструкция: предложить  участникам разбиться на пары. «Посмотрите друг на друга.  А   затем расскажите по очереди, не глядя на соседа, какие глаза, нос, уши, выражение лица».

3.Игра «День рождения».

Цель: формировать сплочение группы, расширять опыт общения, возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Инструкция: выбрать именинника.  Все дарят подарки жестами, мимикой. Имениннику  предлагают   вспомнить, обижал ли он кого, то и исправлять это. Затем участникам предлагается пофантазировать  и придумать будущее имениннику. Игра проходит до тех пор, пока все будут в роли именниника.

 

 

4.игра «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией  слухового аппарата и двигательного анализатора.

Задание: движение руками на слова :

«земля» — рукой вниз,

«вода» — руки вперед;

«воздух» — руки вверх;

«огонь» — вращение руками в локтевых суставах.

5.Упражнение «Я — Солнце»

Представьте мысленно, что вы  — Солнце. Скажите себе это: «Я — Солнце! Я излучаю свет и тепло. Я согреваю и освещаю себя внутри. Я освещаю и  согреваю все вокруг. Рядом со мной всем тепло, радостно и хорошо!  Мысленно посылайте тепло, свет, радость и любовь тому, о ком думаете.

Я расширяюсь и обогреваю тех, кто рядом, тех, кто в этой комнате, в этом доме, в этом городе, в России, на планете Земля. Посылаю свет и тепло в космос.

6. Ритуал прощания.

Литература:

1.Мустанас К. Игровая терапия. СПб, : Речь,2000.

2.МакшановС.И. Психогимнастика в тренингах. Ч2 СПб. : Речь,2000.
3.Кудрина Г.Я. Оздоровительные  кинезиологические упражнения.    Иркутск, 2012.