Антикоррупционная политика

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Ангарский психоневрологический интернат»

1. Общие положения

1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее – Политика) представляет собой базовый документ, определяющий основные задачи, направления и ключевые принципы деятельности автономного государственного учреждения социального обслуживания «Ангарский психоневрологический интернат» (далее – Учреждение), направленной на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений в учреждении, соблюдение норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

1.2. Данная политика разработана на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», методических рекомендаций Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

1.3. Целью настоящей Политики является разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер по предупреждению, устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию, формированию антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников учреждения к коррупционным проявлениям, формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в учреждении.

1.4. Задачами антикоррупционной политики являются:

  • Формирование у работников учреждения единообразного понимания позиции учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
  • Минимизация риска вовлечения учреждения и его работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;
  • Предупреждение коррупционных проявлений и обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;
  • Установление обязанности работников учреждения знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применения антикоррупционного законодательства;
  • Формирование антикоррупционного корпоративного сознания.

2. Определения и основные принципы антикоррупционной политики

2.1. В настоящем документе используются следующие термины и определения:

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки,

получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо

иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

  • По предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • По минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в интересах дающего в связи с заниманием этим лицом служебного положения. (ч.1 ст. 204 УК РФ).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника, связанная с возможностью получения работников при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Комплаенс – обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.

2.2. К основным принципам антикоррупционной политики учреждения относятся:

  • Принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении повседневной деятельности, в том числе во взаимодействии с контрагентами, представителями органов власти, самоуправления, своими работниками и иными лицами;
  • Принцип личного примера руководства. Директор учреждения и иные руководящие работники учреждения должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением, создавать внутриорганизационную систему предупреждения и противодействия коррупции;
  • Приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
  • Недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности определенной группы работников учреждения, совершивших коррупционные правонарушения;
  • Недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции и мерах антикоррупционной политики;
  • Мониторинг и контроль. Учреждение осуществляет мониторинг коррупционных рисков, в том числе причин и условий коррупции, в деятельности по осуществлению закупок для нужд учреждения и устранения выявленных коррупционных рисков;
  • Информирование и обучение. Учреждение размещает настоящую Политику в свободном доступе на сайте учреждения в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, и содействует повышению общего уровня антикоррупционной культуры работников путем информирования и обучения.

3. Область применения Политики и круг лиц, попадающих под ее действие

3.1. Настоящая Политика предназначена для использования работниками учреждения, ответственными за реализацию мер по противодействию коррупции, в части соблюдения принципов и требований настоящей Политики и ключевых норм применимого антикоррупционного законодательства.

3.2. Кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

3.3. Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов, а также на иных лиц в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из действующего законодательства.

4. Должностные лица учреждения, ответственные за реализацию антикоррупционной политики и их обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

4.1. Эффективное управление антикоррупционной деятельностью учреждения достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия следующих участников:

4.1.1. Директор учреждения:

    • Утверждает настоящую Политику:
    • Рассматривает и утверждает изменения и дополнения к Политике;
    • Контролирует общие результаты внедрения и применения Политики;
    • Отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Политики;
    • Организует проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
    • Оказывает содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
    • Оказывает содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
    • Осуществляет меры по предупреждению коррупции в учреждении.

4.1.2. Юрисконсульт:

    • Разрабатывает и представляет на утверждение директору учреждения проекты локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
    • Осуществляет прием уведомлений о факте обращения в целях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работником учреждения, и уведомлений о конфликте интересов работников учреждения.

4.1.3. Комиссия по противодействию коррупции:

    • Осуществляет оценку коррупционных рисков;
    • Осуществляет рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
    • Проводит оценку результатов антикоррупционной работы и подготавливает соответствующие отчетные материалы директору учреждения;
    • Осуществляет меры по предупреждению коррупции в учреждении;
    • Осуществляет меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, рассматривает уведомления о конфликте интересов работников учреждения.

Учреждение гарантирует работникам отсутствие претензий и негативных последствий в случае раскрытия работников информации учреждению или правоохранительным органам об известных ему фактах коррупционных правонарушений.

5. Обязанности работников учреждения, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

5.1. Работники учреждения обязаны:

5.1.1. Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени учреждения;

5.1.2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени учреждения;

5.1.3. Незамедлительно информировать руководство учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

5.1.4. Незамедлительно информировать руководство учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;

5.1.5. Сообщить руководству учреждения о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

5.2. Работники должны не ограничиваться обязанностями и предписаниями настоящей Политики, а предпринимать иные рекомендуемые и необходимые меры для ведения системной, полномасштабной и всесторонней работы по комплексному противодействию любым возможным коррупционным проявлениям в учреждении.

6. Перечень реализуемых учреждением антикоррупционных мероприятий

6.1. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:

6.1.1. Принятие Кодекса этики и служебного поведения работников учреждения;

6.1.2. Разработка и внедрение Положения о конфликте интересов;

6.1.3. Разработка и принятие Правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

6.1.4. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью учреждения, стандартной антикоррупционной оговорки.

6.1.5. Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников.

6.2. Разработка и внедрение специальных антикоррупционных процедур:

6.2.1. Введение процедуры информирования работниками работодателя учреждения о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;

6.2.2. Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;

6.2.3. Введение процедуры информирования работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования;

6.2.4. Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности, наиболее подверженных таким рискам, и разработка соответствующих антикоррупционных мер.

6.3. Обучение и информирование работников:

6.3.1. Ознакомление работников под роспись с нормативными документами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

6.3.2. Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики коррупции;

6.3.3. Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

6.4. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита учреждения требованиям Антикоррупционной политики:

6.4.1. Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних антикоррупционных процедур;

6.4.2. Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования;

6.4.3. Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;

6.5. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов:

6.5.1. Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;

6.5.2. Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

7. Ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

7.1. Работники учреждения независимо от занимаемой должности несут персональную ответственность за соблюдение принципов и требований антикоррупционной политики учреждения.

7.2. К мерам ответственности за коррупционные проявления в учреждении относятся меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

8. Порядок пересмотра и внесения изменения в Антикоррупционную политику

8.1. Пересмотр и внесение изменений в Политику осуществляется при выявлении недостаточно эффективных положений Политики либо при изменении требований применимого законодательства РФ в порядке, в котором принята Политика.